Пожелания и предложения по работе школы

Учителя о перспективах и мерах по улучшению ситуации в школе Сегодня вы узнаете отношение педагогов к предметам этнокультурной направленности, их мнение о перспективах работы в школе. Перед подведением итогов проекта «Школа в восприятии кызыльчан» озвучим рекомендации учителей.

Школы города успешно работают благодаря стабильным и сплоченным коллективам учителей. Каждый из них старается вкладывать силы, энергию и душу в работу, несмотря на трудности и отрицательные последствия реформ. С введением ФГОС выросла нагрузка на учащихся и учителей, ужесточился контроль «сверху».

Несоразмерной ответственности остается доплата за классное руководство, особенно с учетом количества неблагополучных семей в городе. Школа не может в одиночку решать серьезные социальные проблемы, вызванные кризисом семьи, алкоголизацией населения, слабым развитием общественных движений.

Предметы этнокультурной направленности нужны

Все опрошенные учителя положительно относятся к преподаванию в школе тувинского языка и литературы, истории и географии Тувы. Эти знания - основа сохранения национальной культуры народа, так как помогают формировать в детях этническую идентичность и толерантность, осознать, что «мы - не только граждане огромной России, но и представители своего малого народа».

В то же время «знание культуры своего народа и других дает возможность обрести человеку фундамент для развития собственной личности и принять другого человека как представителя иной культуры», «определить свое место в мире».

Мнения экспертов о форме изучения предметов этнокультурной направленности разошлись. Одни считали, что они должны быть обязательными, другие - за свободу выбора (элективные курсы). Вести их надо специально подготовленным учителям и во второй половине дня. Помимо теории, обязательно должна быть практическая часть: посещение музеев, концертов, этномастерских и студий, проведение мастер-классов по изготовлению национальных изделий и блюд и др.

Отношение педагогов к курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-5 классах остается сложным. Аргументы «против»: нельзя насаждать религиозное образование в светском государстве, отсутствие специалистов для ведения этого курса с учетом возрастной специ­фики детей. Несмотря на критические и даже категоричные оценки, с 1 сентября он будет изучаться во всех общеобразовательных учреждениях страны.

Перспективы в школе есть

Большая часть опрошенных учителей связывает свое будущее со школой. Работа востребованная и стабильная. Дает повышенные социальные гарантии, в какой-то мере - общественное признание: «для учительства в целом работа будет всегда в силу устойчивости школы как социального института». Молодые педагоги видят для себя перспективу в получении следующей категории или разряда.

Пессимистические настроения тоже имеются: «для себя лично не вижу никаких перспектив работы в школе», «не очень хорошая ситуация будет в том, что в школах просто некому будет учить». Немало сомнений и тревог у учителей-оптимистов. Главные причины - низкий социальный престиж профессии учителя в обществе, невысокая зарплата. Это признавали и родители: «профессия «учитель» - благородная, но непрестижная», «дети не рвутся поступать в педагогические вузы и родители не желают этого. А ведь в советские времена ситуация была совсем другая: зарплата высокая, везде уважение и почет».

Неоднократно звучала проблема текучки кадров - «чтоб педагоги и классные руководители постоянно не менялись. С 1 по 4 класс у нас 6 классных руководителей поменяли» и др. На желание работать в школе влияет и позиция родителей. Учителю трудно помочь ребенку, когда родители негативно настроены к школе, выражают одни претензии.

В крайне трудном положении находятся молодые учителя. Родители и дети приветствуют их работу в школе. В силу возраста и более современных взглядов они быстрее принимают изменения, находят общий язык с детьми. Но, со слов молодого педагога по требованиям аттестации повышение категорий и стимулирующие выплаты достаются, в основном, коллегам с большим стажем, а начинающему - нет, так как результаты деятельности можно получить как минимум через три года работы.

Общее пожелание: необходимо создавать для молодых специалистов условия, чтобы у них было желание после вуза вернуться в школу и обучать детей по современным программам и методикам. Предлагалось при этом ограничить число пожилых учителей в школе, чаще всего из-за их консервативных взглядов - «с учителями из СССР школа топчется на месте!!!».

Рекомендации

Никто из опрошенных учителей не поставил во главу угла вопрос повышения своей зарплаты, все их предложения направлены на улучшение условий работы в школе.

Властям и администрациям школ

· поднять имидж учителя в обществе;

· нужно взаимопонимание между учителями, родителями и надзорными организациями;

· увеличить финансирование материально-технической базы, оснастить компьютерной техникой каждого учителя и кабинет;

· разработать единые требования в работе и неукоснительно добиваться их исполнения, преемственности;

· в педагогической периодике и СМИ размещать информацию об опыте Татарстана и других национальных регионов;

· развивать внешкольную систему образования с учетом численности учащихся;

· повысить правовую защищенность работников образования;

· объединить общие усилия педагогов и определить основное направление работы коллектива в условиях внедрения ФГОС;

· привлекать больше молодых специалистов и всемерно их поддерживать;

· усилить межпредметные связи в школе, в том числе с помощью внешкольных образовательных центров;

· ввести факультативы по выбору учеников по востребованным специальностям с привлечением специалистов в данной области.

Учителям

· повышать уровень профессионального мастерства и мотивацию учащихся;

· внедрять инновационные педагогические технологии.

Родителям

· принимать участие в решении школьных вопросов (попечительский совет);

· конструктивно подходить к решению проблем.

Выводы

Школа остается главным институтом социализации детей. 83% родителей дали положительную оценку ее работе, средний балл - четыре. Они высоко оценили уровень преподавания и кадровый состав, более низко - открытость руководства школ, в том числе, в расходовании средств, методическую оснащенность, организацию порядка и питания. Самая острая проблема в Кызыле - это чрезмерная загруженность школ, связанная с высокой рождаемостью, непрекращающейся миграцией сельских жителей в столицу, низкими темпами строительства. Другие проблемы: плохое состояние зданий, отсутствие в некоторых школах спортзала и туалет на улице; большое число поборов; слабая работа родительских комитетов; неудобное расположение школы; большая нагрузка учебной программы; низкий прес­тиж профессии учителя и невысокая оплата его труда.

Многие родители и учителя в целом приняли изменения в школе. Однако недостаточное информационное обеспечение и подготовка реформ, учет не всего спектра мнений привели к значительному росту нагрузки, усилению контроля «сверху», снижению социального самочувствия педагогов, учеников и их родителей. Бюрократизация учебного процесса оставляет все меньше времени на живое общение с детьми. На каждую проблему надо обратить пристальное внимание, ведь именно в школе формируется будущее наших детей и общества в целом.

Мы закончили публикацию итогов проекта «Школа в восприятии кызыльчан», напечатали почти все пожелания родителей и учителей («Плюс Информ». №№14-17, 19-25). Все одиннадцать статей серии можно скачать единым файлом в рубрике «Народная социология» на сайте газеты http://plusinform.ru/publicsociology. В следующем номере читайте результаты соцопроса «Культура питья в Туве».

 

Пожелания из анкет

 

· Школе перейти на односменную работу.

· Меньше думать о поборах с родителей на нужды школы и уделить внимание психологической обстановке в классах.

· Туалет и спортзал улучшить в школе №2.

· Вернуть прежнюю «советскую» систему образования с традиционной сдачей экзаменов, с нормальными учебниками. Современные учебники содержат только задания, без предварительного пояснения темы. Введение трех часов физкультуры в школе не соответствует возможностям школы, занимаются по два класса, душно.

· Учителями физкультуры должны быть профессионалы, имеющие специальное образование, умеющие оказать при необходимости медицинскую помощь. Должна быть программа уроков.

· Школы эстетически не привлекательны (отсутствует зелень, нет света), сами здания не способствуют развитию эстетических чувств у детей. За многие годы ничего не изменилось.

· Почему педагоги, в большей части, не задумываются, что если ребенок чему-то не научился, то в этом и его вина. Не учат быть родителями.

· Директор школы №3 все замечательно делает, но не помогает школе правительство - стены в школе плохие. В школе ребенок учил английский язык, затем его перевели на немецкий язык, но он не хочет учить его.

· Нужно прекращать реформы. ЕГЭ нужно убирать.

 

Валерия Кан, канд ист наук, эксперт Сети этномониторинга EAWARN


Источник: http://plusinform.ru/publicsociology/3749-uchitelya-o-perspektivah-i-merah-po-uluchsheniyu-situacii-v-shkole.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Учителя о перспективах и мерах по улучшению ситуации в школе Приглашение на свадьбу подружек невесты

Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы Пожелания и предложения по работе школы